Э С С Е   Т Р О Я Н О В О Й   О.   В.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ «Учитель вчера и сегодня...»

Чистоту, красоту мы у старших берём, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому что добро остаётся добром В прошлом, будущем и настоящем.

В.С. Высоцкий

Учитель вчера...

Главное в его работе - обучение, непрерывное наращивание знаний и, что греха таить, идеологизация любого предмета, на протяжении всего процесса обучения. Ещё Б.Теплов замечал, что «в традиционной педагогике чаще господствует односторонний подход к искусству». У Теплова это искусство. У любого преподавателя биологии - это природа. Страшно оглянуться вокруг. Ведь это катастрофическое состояние природы создали чьи-то ученики. Ученики тех, кто должен был повторять слова «Не надо ждать милости от природы, взять их - вот наша задача».

Рыцарь-учитель, в неуклюжих, порой мешающих «доспехах» -доктринах педагогики, приходит в современную школу. И скоро может обнаружиться, что некоторые «доспехи» не столько защищают, сколько сковывают движение; постепенно он остаётся в самой тонкой, но прочной и невидимой постороннему взгляду кольчуге собственной «педагогики». Некоторые звенья её, выкованные великими педагогами прошлого и современности, неподвластны ударам школьной реальности, а какие-то сразу рассыпались в пыль, не выдержав натиска бурь.

В этом трудности педагога сегодня.

Социально-экономическое положение - тоже  трудность ! Трудно без зарплаты, но отсутствие микроскопов - это, знаете-ли,серьёзно. Это практически катастрофа !

Учитель сегодня - это канатоходец по тонкой грани здравого смысла, подтачиваемой волчьими зубами рынка с одной стороны и вымываемой бурной пучиной идеализма с другой.

Трудно решать сверхзадачу сегодняшней школы - научить делать правильный, свой, выбор !

И   альтернативные   программы   (Сонина,   Плешакова, Комиссарова, Захарова), и новые педагогические технологии (локально-модульная технология, игровая деятельность и т.д.), и психологическая служба в школе, и гуманизация образования, призваны не только дать ребёнку возможность комфортно чувствовать себя в стенах школы, но и помочь самореализоваться в современном обществе. Что это значит ?

Это значит, что мы сейчас должны ставить ребёнка перед выбором, позволить найти ему свой путь, исподволь заложив в него любовь. Любовь - основное проявление нравственности. Любовь к жизни, к Богу, к ближнему, как к самому к себе, к окружающему миру, к великому чуду - Природе - без этого человек будет ущербен. Свобода мысли выливается в свободу личности, в свободу творчества.

Это значит, что обучение в школе должно быть построено на естественном для ребёнка процессе творчества, процессе прохождения пути от собственной идеи до создания вещи, произведения искусства, научной гипотезы, собственной жизни, себя самого. Мне, преподавателю биологии, в этом смысле легче. За моей спиной - великое таинство и откровение Природы, её мудрость и гениальная простота, её гармоничность и ассиметрия, её подвижность и незыблемость. И задача биолога очень проста -открыть детям дверь в этот храм, показать Ариаднины нити -паутинки и пожелать счастливого пути.

У.А. Уорд сказал: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Время заставляет нас, обычных людей, призванных необычной профессией становиться тем, чем и был - человеком. И каждый человек по-своему велик. Он микрокосм. Только у каждого своё предназначение. Если правда говорят, что каждый рождается с Божьим поручением, то поручение учителя - воспитывая детей, воспитывать любовь к Природе.

   МОУ «Бугурусланская гимназия» учитель биологии Троянова О.В.

 

©2002-2003 МОУ Гимназия №1. При перепечатке ссылка обязательна.

Дизайн и разработка: Воропаев Антон

Hosted by uCoz