ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ЭССЕ «Учитель вчера и сегодня...»
Чистоту,
красоту мы у старших берём, Саги,
сказки из прошлого тащим, Потому что
добро остаётся добром В прошлом,
будущем и настоящем.
В.С.
Высоцкий
Учитель
вчера...
Главное
в его работе - обучение, непрерывное
наращивание знаний и, что греха таить,
идеологизация
любого предмета, на протяжении всего
процесса обучения. Ещё Б.Теплов
замечал, что «в традиционной
педагогике чаще господствует
односторонний подход к искусству». У Теплова
это искусство. У любого
преподавателя биологии - это природа.
Страшно оглянуться вокруг. Ведь это
катастрофическое состояние природы
создали чьи-то ученики. Ученики тех,
кто должен был повторять слова «Не
надо ждать милости от природы, взять
их - вот наша задача».
Рыцарь-учитель,
в неуклюжих, порой мешающих «доспехах»
-доктринах педагогики, приходит в
современную школу. И скоро может
обнаружиться, что некоторые «доспехи»
не столько защищают, сколько
сковывают движение; постепенно он
остаётся в самой тонкой, но прочной и
невидимой постороннему взгляду
кольчуге собственной «педагогики».
Некоторые звенья её, выкованные
великими педагогами прошлого и
современности, неподвластны ударам
школьной реальности, а какие-то сразу
рассыпались в пыль, не выдержав
натиска бурь.
В
этом трудности педагога сегодня.
Социально-экономическое
положение - тоже трудность
! Трудно без
зарплаты, но отсутствие микроскопов -
это, знаете-ли,серьёзно.
Это практически катастрофа !
Учитель
сегодня - это канатоходец по тонкой
грани здравого смысла, подтачиваемой
волчьими зубами рынка с одной
стороны и вымываемой бурной пучиной
идеализма с другой.
Трудно
решать сверхзадачу сегодняшней
школы - научить делать правильный,
свой, выбор !
И
альтернативные
программы (Сонина,
Плешакова,
Комиссарова,
Захарова), и новые педагогические
технологии (локально-модульная
технология, игровая деятельность и т.д.),
и психологическая служба в школе, и
гуманизация образования, призваны не
только дать ребёнку возможность
комфортно чувствовать себя в стенах
школы, но и помочь самореализоваться
в современном обществе. Что это
значит ?
Это
значит, что мы сейчас должны ставить
ребёнка перед выбором, позволить
найти ему свой путь, исподволь
заложив в него любовь. Любовь -
основное проявление нравственности.
Любовь к жизни, к Богу, к ближнему, как
к самому к себе, к окружающему миру, к
великому чуду - Природе - без этого
человек будет ущербен. Свобода мысли
выливается в свободу личности, в
свободу творчества.
Это
значит, что обучение в школе должно
быть построено на естественном для
ребёнка процессе творчества,
процессе прохождения пути от
собственной идеи до создания вещи,
произведения искусства, научной
гипотезы, собственной жизни, себя
самого. Мне, преподавателю биологии,
в этом смысле легче. За моей спиной -
великое таинство и откровение
Природы, её мудрость и гениальная
простота, её гармоничность и ассиметрия,
её подвижность и
незыблемость. И задача биолога очень
проста -открыть детям дверь в этот
храм, показать Ариаднины нити -паутинки
и пожелать счастливого пути.
У.А.
Уорд сказал: «Посредственный учитель
излагает. Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет». Время
заставляет нас, обычных людей,
призванных необычной профессией
становиться тем, чем и был - человеком.
И каждый человек по-своему велик. Он
микрокосм. Только у каждого своё
предназначение. Если правда говорят,
что каждый рождается с Божьим
поручением, то поручение учителя -
воспитывая детей, воспитывать любовь
к Природе.
МОУ «Бугурусланская
гимназия» учитель биологии Троянова
О.В.
|